Ката JKD


(начало разработки - 18 августа 1998г. последняя модификация - 17 августа 2000г.)

Первоначальный вариант комплекса я забраковал и из download убрал. Осталась нетронутой только первоначальная идея и некоторые наиболее общие наработки.

Описание задачи
  • Цель: Cоздание тренировочного комплекса на "каждый день" который включал бы основные боевые траектории кемпо в единой связной и слитной серии. Предполагается, что комплекс выполняется симметрично на одну сторону на нечетный счет, и на другую - на четный, чем достигается полная проработка техники.
  • Причины (мотивация) : В различных боевых искусствах есть комплексы формальных упражнений, которые претендуют на эту роль. Такое есть в айкидо (как набор базовых упражнений, разработанных на основе кендо), такое есть в карате (на это претендует ката Канку-Дай) и в других кемпо. Везде существует своя, традиционно сложившаяся и весьма жесткая специфика в исполнении техники. Для практика, двигающегося в русле традиции - это единственно допустимый и правильный выход. Но мне (и думаю не только мне) интересно поэксперементировать и сдедать свой подход более гибким. Отказаться от архаичной техники, ввести элементы, которые мне кажутся практически необходимыми (как, например, практическое отсутствие ударной техники в айкидо, дзю-до и т.д. и и явный недостаток удержаний, бросков, подсечек, болевых захватов в традиционном карате) и т.д.
  • Основа: Для создания подобного комплекса формальных упражнений необходимо систематизировать технику по какому-либо признаку. Мне кажется эффективным подход, который используется в Годай-но-камае-ката ниндзютцу Тогакурэ-рю. Техника систематизируется на основе пяти стихий, комплекс выполняется последовательно по стихиям снизу вверх - Земля, Вода, Огонь, Воздух, Эфир, каждой стихии соответствует свой тип дыхания, свои основные перемещения, стойки, атакующая и защитная техника, тактика. Хотя первый вариант такой ката я полностью забраковал, тем не менее основная идея мне кажется привлекательной и верной. В этом русле я и работаю.

    Терминология

      Был выбор:
    • Использовать привычную для меня и становящуюся de facto стандартом "японскую" терминологию усложнив восприятие неподготовленного человека или представителя не японской традиции.
    • Описывать подробно каждый элемент на русском языке (кто пытался это делать, тот мое к этому отношение поймет).
    • Идею со своей терминологией я всерьез не рассматривал - усложнит восприятие и кроме того это бесполезное "изобретение велосипеда".
    Поэтому я пошел на компромисс - наиболее общие для кемпо понятия даны в "японском" стиле (в расчете, что практик переведет это в контекст своей школы). Я постараюсь выложить в ближайшее время на download глоссарий основных терминов, но по-моему подобные уже есть в Сети.

    От чего намерен отказаться
    Безусловно, это моя точка частная точка зрения, но комплекс планируется как обзор боевой, практической, а не спортивной техники. Кроме того могут быть различные ограничивающие факторы - малое пространство, травма, например.
      Отсюда планируются учесть следующие моменты:
    • Сведение к минимуму техники выполняемой в прыжке (тоби). Думаю оптимально будет использование вместо этого "рывкого подшага" (тоби-конде) или "низкого прыжка" как в кекусинкай.
    • Отказ от технических элементов типа ура-маваси-гери (удар ногой назад по дуге с разворотом) или йоко-гери-кеаге (хлесткий удар ногой вбок "шлепком", в основном ребром стопы). Хотелось бы считать основной технику, которая будет работать независимо от надетой на Вас одежды (зимней шубы например ;-), степени готовности тела (разминка, тренированность), скользких полов, узких коридоров и т.д.
    • Сокращение числа стоек к минимуму - основная боевая (как вы себе ее представляете), переходные - передняя прямая (дзенкутсу-дати), задняя прямая (кокутсу-дати), с боковой устойчивостью (киба-дати), готовность к перемещению (неко-аси-дати), плюс еше некоторое, если они хорошо вписываются в контекст техники (хангетсу-дати, фудо-дати например).
    • Стремление удержать комплекс на сравнительно небольшой площади, без длинных "дорожек".
    Реализация
    Ката состоит из четырех последовательных участков, символически связанных со стихиями: Земля-Вода-Огонь-Воздух. Начало и конец каждого участка (стихии) в позиции начала всего комплекса. Пятая стихия - промежуток между выполнениями комплекса. Предположительно это дыхательные упражнения, хотя может быть практика спонтанного боя с тенью для развития бессознательной креативности. По мере разработки я буду вносить сюда рабочие и окончательные версии техники. Буду признателен за любую Вашу помощь, советы, статьи, Инетовские ссылки и т.д. А тем более за Ваши версии этой задачи.
    Представленная таблица не является догмой в каком либо понимании и служит только как способ упростить организацию техники в определенную структуру. Разбиение по категориям носит скорее символический характер.

      ЗЕМЛЯ ВОДА ОГОНЬ ВОЗДУХ (МЕТАЛЛ)
    Движения рук Сверху-вниз, прямолинейно. По дуге, скольжение, обхват, сопровождение Прямолинейно, вперед Сопровождение, точечные контратаки
    Перемещения Вбок и развороты - по прямой от противника. Вперед и назад - в разноименную стойку (шаг). Твердая позиция на месте. Разворот на месте. Смещение по диагонали, полукругом. В сторону от линии атаки при защите, либо заходя сбоку при атаке Вбок и развороты - по прямой на противника. Вперед и назад - в одноименную стойку (скольжение). Рывок с места. Уклоны корпусом, развороты на 180 с отступлением, уходы по вертикали - прыжок, приседание.
    Ритм Размеренный, четкий, жесткий Невыраженный, без четких переходов, единым потоком Быстрый, с акцентированными выплесками Асинхронность, аритмичность
    Тактический рисунок Расчет на физическую силу, на силу тяжести. Пассивное силовое решение. Расчет на контакт с противником и гибкость в ответе. Расчет на силу и скорость, на собственный рессурс. Активное силовое решение. Расчет на ловкость, реакцию и чувство времени. Минимальный контакт с противником
    Стойки Киба-дати Ко-кутсу-дати Дзен-кутсу-дати Неко-аси-дати
    Ударные поверхности Кулак (сейкен), ладонь (тейсе), локоть (эмпи), колено (хидза) Ребро ладони (сюто), подьем стопы Кулак (сейкен), ребро ладони (сюто), локоть (эмпи) Пальцы (нуките), хиракен, захваты, удержания
    Лучшая тактика против Вода Огонь Воздух Дерево (Эфир)
    Худшая тактика против Дерево (Эфир) Земля Вода Огонь
    Медитация Мощь, стабильность, равновесие, импульс от земли, тяжелое киме, короткие смещения центра тяжести на одном уровне Податливость, гибкость, хлесткое киме, дугообразное движение, плавное смещение центра тяжести со сменой уровня Взрывное киме, предельная скорость и энергия, кратчайший путь, накатывающие смещение центра тяжести Вращение, уход от столкновения, точный расчет времени, работа по точкам, спонтанное смщение центра тяжести с резкой сменой уровня

    Формат записи:
    • Там где указаны градусы, счет идет от начального положения по часовой стрелке или же относительно текущей позиции. Так, поворот на 180 - это разворот в обратную сторону, а поворот (шаг, удар, защита) к 180 - это разворот к направлению, обратному по отношению к начальной позиции комплекса (в стартовой позиции лицо обращено к 0 градусов).
    • "На месте" - означает фиксированное положение ног на полу, при этом сама стойка, ее направление и поворот головы могут меняться.
    • Квадратные скобки [ ] означают необязательный элемент;
    • Круглые скобки ( ) это комментарии и бункай (трактовка техники);
    • Фигурные скобки { } - со списком внутри - возможные варианты исполнения.
    ЗЕМЛЯ
      Наиболее "тяжеловесная" техника по духу исполнения - ровный, размеренный, "рубленный ритм", мощное киме. Силовая защита. Максимальное использование силы тяжести и толчка от земли. Ки удерживаем внизу.
    1. Свободная стойка, ноги вместе, взгляд вперед, лицом к 0. Отшаг левой назад, в основную позицию {здесь и далее - основная позиция, это та стойка и положение, которое Вы считаете боевой}. Переход в дзенкутсу-дати {переднюю стойку} и правый нижний блок кулаком {сейкен-гедан-барэ}, правый блок наружу на среднем уровне кулаком {сейкен-уде-уке}, правый ой-аге-дзуки {восходящий снизу вверх, апперкот}, левой гяку-аге-дзуки {восходящий снизу вверх, апперкот}.
    2. На возрате левой руки назад - хидза-гери левой ногой (удар коленом) снизу-вверх с возвратом ноги назад, тетцуи-ути левой сверху-вниз по диагонали (удар "молотом" - основанием кулака сверху вниз), правый хук ладонью в верхнюю зону (тэйсе-ути-дзедан).
    3. Шаг левой ногой вперед в дзенкутсу-дати с левым сото-ути-уке (блок снаружи внутрь на среднем уровне). Находясь в левой дзенкутсу-дати - левый йоко-тетцуи-ути-тюдан {удар вперед-вбок основанием кулака изнутри-наружу в нижнюю зону}. Сразу правый гяку-тейсе-дзуки-дзедан {прямой удар основанием ладони в верхнюю зону}. Правый мае-гери-коми-тюдан {прямой удар ногой вперед в среднюю зону}, с постановом ноги назад. На постанове правой ноги назад - левый тейсе-уке-тюдан вправо {блок ладонью вправо}.
    4. Шаг левой ноги назад с левым гедан-барэ-сейкен {нижний блок}. Стоя в левой дзенкутсу-дати - левый аге-уке-сейкен {верхний блок предплечьем}, правый аге-эмпи-ути-дзедан {удар локтем снизу вверх в верхнюю зону}, затем правый отоси-эмпи-ути {удар локтем сверху вниз}.
    5. Подсечка правой ногой снаружи внутрь и йоко-гери гедан {удар ногой вбок-вниз} пяткой передней (той же) ногой по направлению к 0, с возвратом в исходную стойку.
    6. Шаг правой ногой назад-вправо (поворот влево на 90 (к 270) - левая нога на месте, правая уходит вправо-назад). Передняя левая стойка {дзенкутсу-дати} лицом к 270. На месте - аге-уке-сейкен {верхний блок предплечьем} левой, левый эмпи-ути-уке {блок локтем наружу на среднем уровне} мягко вниз влево одновременно с правым гяку-уде-уке {блок предплечьем наружу на среднем уровне}. Левый тейсе-дзедан-дзуки {прямой удар основанием ладони в верхнюю зону}. На возврате рук назад левый ой-хидза-гери (удар коленом) снизу-вверх с постановом ноги на место. Правый сюто-ути-отоси (ребром ладони сверху вниз).
    7. Шаг правой вправо-вперед (поворот влево на 90 (к 180) - левая нога на месте, правая - вперед вправо). Левая дзенкутсу-дати лицом к 180. Левый тюдан-сюто-ути-изнутри (блок ребром ладони наружу), левый гедан-тейсе-уке {нижний блок основанием ладони вниз}, левый тетцуй-дзедан {удар основанием кулака сверху вниз в верхней зоне}. Правый сейкен-гедан-дзуки (отоси-дзуки){прямой удар кулаком вперед-вниз}
    8. Правый отоси-гери {добивающий удар ногой сверху вниз} одновременно с мороте-уке (блок обоими руками изнтури наружу), правый усиро-гери назад {удар ногой назад} к 0. Постанов правой ноги сзади, левая дзенкутсу-дати (ура-дзенкутсу-дати), лицо обращено к 0.
    9. На месте - поворот на 180 (лицом к 0), освобождение от захвата за ворот двумя руками: правая сверху на правую противника и выворот вверх (как верхний блок), левая снизу - за другую и бросок вправо от себя перекрещивая руки нападающего. Конченое положение - двойной блок справа - правый гедан-барэ (блок вниз), левый тейсе-уке вверху (блок основанием ладони вверху).
    10. Правый короткий тюдан-сейкен-дзуки, левая прикрывает верхнюю зону. Левый короткий гяку-тюдан-сейкен-дзуки {прямой удар кулаком в среднюю зону}, правая прикрывает грудь. Правый ой-сейкен-дзуки-гедан (прямой удар кулаком в нижнюю зону) с поворотом в киба-дати влево на 90.
    ВОДА
      Средняя дистаниция, плотный контакт с противником, "обволакивающая" защита. Не акцентированный ритм, постоянное ровное движение, волнообразно ускоряющееся и замедляющееся, хлесткое киме. Ки легко перетекает и возврашается в танден.
    1. Уход влево в одноименную с поворотом к 45, вращением на передней ноге. Блок правой вверху наружу с захватом, левый сюто-ути-тюдан снаружи-внутрь (ребром ладони в корпус), сюто-ути правой снаружи внутрь дзедан (ребром ладони по горизонтали в верхнюю зону).
    2. Уход вправо в разноименную (назад) к 0, шагом правой назад. Правый сюто-гедан-барэ на шаге назад (блок ребром ладони в нижней зоне). Левый сото-уке внутрь-тейсе-дзедан (блок ладонью внутрь в верхней зоне), левый сюто-ути наружу-дзедан горизонтально (ребром ладони в верхнюю зону). Правый фуми-ками-гери (стопой задней ноги в нижнюю зону, сверху вниз), возврат ноги на место.
    3. Левая рука впереди (захват за голову), правый сюто-ути-дзедан/тюдан (ребром ладони), правый маваси-хидза-гери в дзедан (коленом сбоку), помогая себе руками, сразу - правый усиро-гери (ногой назад).
    4. Разворот на 180 в левую стойку - шаг правой вперед, вращение через внутрь. Левый гедан-барэ с затягиванием ноги, левый кин-гери (подьемом стопы в пах, хлестко). На постанове ноги сзади, правый тейсе-уке влево (блок ладонью внутрь) и левый передний хук дзедан (боковой крюком в верхнюю зону). Блок правой наружу вверху справа и левый маваси-гери-тюдан (удар подъемом стопы хлестом снаружи внутрь).
    5. Разворот на 180 к 0, вращением вправо и отшагом передней (правой) назад. Блок правой вправо сюто-тюдан (изнутри-наружу), на шаге правой назад - блок правой вниз-вправо. На остановке - правый усиро-маваси-эмпи-уке (локтем по дуге назад).
    6. На месте, лицом к 0 - левый блок вправо в верхней зоне с захватом и левый йоко-гери-гедан (удар ногой вбок в колено). На постанове ноги впереди слева - правый хук дзедан (удар задней рукой в верхнюю зону - кросс). Маваси-гери-гедан правой, с постановом ноги впереди справа (удар по ногам подъемом стопы).
    7. Разворот влево к 225, поворотом на левой ноге. Левый круговой блок вниз - гедан-барэ с подхватом ноги, правый блок вправо-тюдан, правый кин-гери.
    8. Разворот вправо к 0, вращением на правой ноге, левая назад. Блок правой, гедан-уке внутрь и правый уракен-ути(дзуки)-дзедан.
    ОГОНЬ
      Наступательное, агрессивное ведение боя, жесткая, ударная защита. Быстрый ритм с взрывными комбинациями, высокая концентрация киме. Проникающее, направленное наружу Ки.
    1. Контратака с опережением - шаг правой ногой вперед к 0, блок левой сюто-уке внутрь-вниз одновременно правый уракен-ути-дзедан тычком.
    2. Смещение назад в одноименной стойке (ко-кутсу-дати) справым сюто-уке вправо тюдан/дзедан (ударный блок ребром ладони).
    3. На месте, лицом к 0, быстрая серия: левый гяку-дзуки-дзедан, правый ой-дзуки-дзедан, несколько раз, с последним ой-дзуки. Подшаг левой вперед к правой ноге или накрест и правый тоби-конде-йоко-гери-тюдан (боковой удар ногой с подшагом).
    4. После постановки ноги впереди контраатака на опережение к 0 - правый кицами-дзуки-дзедан с подшагом правой вперед и отшагом назад (короткий быстрый прямой передней рукой в верхнюю зону). На возврате - переход в киба-дати, ноги на месте лицо к 0.
    5. Поворот головы к 180 - левый йоко-уракен-ути-дзедан (удар спинкой кулака вбок) с поворотом к 180 в левую стойку и широкий шаг правой ногой вперед к 180 с правым сейкен-ой-дзуки (шаг в разноименную с прямым ударом кулаком). [киай].
    6. На месте, в правой дзен-кутсу-дати, поворот лица к 0 (назад), правый сюто-ути-усиро-гедан (ребром ладони вниз назад- в пах противнику), правый усиро-гери-тюдан/дзедан (прямой удар ногой назад). Постанов ноги впереди (к 0), разворот в правую стойку, лицом к 0.
    7. Шаг правой ногой вправо к 90 в правую киба-дати с правым йоко-эмпи-ути-тюдан (локтем вбок), поворот на месте в правую стойку и правый какуто-уке вверх (блок запястьем вертикально вверх), правый сакотсу-сюто-ути сверху-вниз (коротко ребром ладони сверху-вниз от себя в ключицу).
    8. На месте - левый гяку-эмпи-ути-тюдан (локтем прямо вперед)
    9. Освобождение от захвата за горло предплечьем сзади: левой рукой перехват предплечья противника у горла, поворот головы право, усиро-эмпи-ути (локтем назад), правый гедан-гери в стопу [в колено] сверху вниз [и удар головой назад]
    10. Поворот влево к 0, с шагом левой вперед - левый сюто-гедан-барэ и одновременно правый гяку-сейкен-дзуки-тюдан, правый мае-гери-кеаге-дзедан (передний удар ногой хлестко в верхнюю зону), с постановом ноги назад. Правый аге-уке-сюто (блок вверх ребром ладони) [с захватом] и левый маваси-эмпи-ути-тюдан (удар локтем сбоку внутрь по дуге). Левый уракен-дзедан-ути сверху вниз (спинкой кулака по духе в верхнюю зону).
    ВОЗДУХ (МЕТАЛЛ)
      Финты, уклоны, выверенные, точечные контратаки. Ки не фокусировано до момента выплеска киме. Расчет времени и контроль противника, перехват атак. Техника удержания и контроля - болевые захваты, рычаги, удержания.
    1. Шаг передней ногой вперед. Освобождение от захвата правой руки одноименной с контратакой: левый сюто-ути-уке вниз-вправо (ребром ладони в сгиб локтя противника) и одновременно правый хираккен-дзуки-дзедан (прямой в горло, ладонь кверху).
    2. Отшаг передней назад, в неко-аси дати. Осовобождение от захвата левой руки разноименной - переход в левый уде-уке (блок наружу на среднем уровне), правый отоси-сюто-уке вниз-влево (ребром ладони в сгиб локтя противнику). На шаге правой вперед - мороте-дузки (двойной удар), одновременно правой в нижний уровень, левой в верхний с наклоном корпуса на правый бок.
    3. Левый тейсе-уке вправо (отводящий блок ладонью), правый нуките-дзедан (пальцами в глаза).
    4. На захват за ворот правой - выполнение омоте-гяку (излом руки внутрь) - перехват запястья у груди левой рукой, вращение на правой ноге внутрь к 270 и шагом левой назад, за спину, и правый аге-уке (под локоть противника - ни изгиб сверху), правый гедан-мае-гери (ногой прямо вниз - давящий).
    5. Блок левой - гедан-барэ с подхватом ноги (внизу наружу и вверх), правой - тэйсе-уке-дзедан внутрь (блок ладонью внутрь с сопровождением) {смока-хири - пощечина}, осовобождение от захвата за ворот с ура-омоте-гяку: поворот на левой (задней) ноге вправо к 0 в разноименную лицом к 0. При этом правая рука фиксирует руку противника у ворота за запястье, при окончании разворота - левый тейсе-ути в локоть противника (выворот руки). Левый гедан-йоко-гери (боковой удар ногой).
    6. Освобождение от захвата за левую ногу - левый тоби-йоко-гери на месте с приземлением в левую стойку лицом к 0.
    7. Шаг левой ногой влево к 315 (пропуск атаки справа от себя). Правый дзюжи-уке (или два блока - правый гедан-барэ, левый сото-уке), правый ура-сюто-ути снизу - защита от усиро-маваси-гери справа с заходом за спину, или как защита от удара сверху левой с заломом руки за спину.
    8. Левый сюто-ути тюдан изнутри сверху (ребром ладони в корпус)
    9. Быстрая серия - правый гедан-хиракен-дзуки (прямой в пах), правый уракен сверху вниз (спинкой кулака в верхнюю зону), правый мае-гери-гедан (прямой ногой в нижнюю зону).
    10. Левый гедан-уке (блок внизу внутрь), левый уракен-ути дзедан и гедан-уракен-ути (или гедан-барэ). Шаг правой ногой к 0 - пропуск атаки слева от себя, правый тэйсе-уке (ладонью отводящий) внутрь. Правый уракен-ути-дзедан вправо (спинкой кулака) интерпретация как подхват ноги левой рукой с атакой правой или блок от удара рукой снизу с заломом за спину.
    11. Правый микаэ-дзуки-гери-гедан-уке (блок ногой внутренней частью стопы внутрь), постанов ноги впереди - разворот на 180 внутрь, через спину, лицом к 180, в левую стойку, на развороте - левый усиро-касуми-гери-гедан с постановом ноги по направлению удара (ура-дзенкутсу-дати). Освобождение от захвата за левое плечо сзади левой - захват левой рукой кисти противника сверху и продолжая разворот к 0, переход в левую стойку, опуская левую руку вниз.
    12. Выполнение "связывания" - левый гедан-барэ одновременно с правым аге-уке, затем правая по кругу вниз снаружи (гедан-уке), левая вверх снаружи-внутрь (тейсе-уке) и левый йоко-тетцуй-ути-дзедан (основанием кулака в верхнюю зону), правая вниз.
    13. На захват за левую руку - перехват запятья противника правой рукой, вращение на правой задней ногой, внутрь лицом к 0, на повороте - излом руки противника локтем через свое правое плечо или бросок справа от себя вперед.
    14. На месте, лицом к 0 - на удар рукой сверху - сюто-аге-уке (ударный блок ребром ладони вверх вправо) с захватом и рывком на себя, левый сюто-ути тюдан (ребром ладони в корпус) [в верхнюю зону], подсечка левой ногой (внутренней стороной стопы) по дуге внутрь с постановом ноги впереди. Продолжая движение - подсечка задняя правой ногой, вращением на левой (передней) ноге с опусканием корпуса вниз.
    15. На месте, на коленях [в низкой стойке], лицом к 0, ко-кутсу-дати (с опорой на задней ноге), перенос тяжести на переднюю ногу, правый аге-уке (блок вверх) одновременно левый гяку-хиракен-дзуки (в пах) - уход от удара ногой сбоку с контратакой.
    16. С опорой на руки - удар левой ногой йоко-гери {усиро-гери}.
    17. На коленях {в низкой левую стойке} разворот к 180 с дзюжи-уке прямо-вперед-вниз (защита от прямого ногой), поднимаясь вверх - бросок ноги снаружи внутрь, с левым кин-гери (удар ногой в пах хлестко) с постановом ноги впереди.
    18. Быстрая комбинация ногами: разворот к 0 через левое плечо с левым ура-микаэдзуки-гери (финт, возможно ура-маваси-хидза-гери), переход в правый тоби-маваси-гери (удар по дуге подъемом стопы в прыжке, вращение против часовой) по направлению к 0. После приземления - лвеый усиро-маваси-гери левой.



      Как можно связаться

    Оперативно реагировать не обещаю - обстоятельства бывают разные, но ответить постараюсь в обязательном порядке. Если у Вас что-то совсем "не стыкуется" в этом комплексе - свяжитесь со мной, скорее всего причина в неудачном описании.
    • Почта: daragan@mail.ru Константин. (nickname: КОТ)
    • 61085, Украина, Харьков, а/я 2844 Дараган К.Н.

  • Copyright ╘ Konstantin N.Daragan ∙ All Rights Reserved. ∙ Send feedback to the Webmaster