|
(начало разработки - 18 августа 1998г. последняя модификация - 17 августа 2000г.)
Первоначальный вариант комплекса я забраковал и из download убрал. Осталась нетронутой только
первоначальная идея и некоторые наиболее общие наработки.
Описание задачи
Цель: Cоздание тренировочного комплекса на "каждый день" который включал бы основные
боевые траектории кемпо в единой связной и слитной серии. Предполагается, что комплекс выполняется
симметрично на одну сторону на нечетный счет, и на другую - на четный, чем достигается полная
проработка техники.
Причины (мотивация) : В различных боевых искусствах есть комплексы формальных упражнений, которые
претендуют на эту роль. Такое есть в айкидо (как набор базовых упражнений, разработанных на основе кендо),
такое есть в карате (на это претендует ката Канку-Дай) и в других кемпо. Везде существует своя,
традиционно сложившаяся и весьма жесткая специфика в исполнении техники. Для практика, двигающегося в русле
традиции - это единственно допустимый и правильный выход. Но мне (и думаю не только мне)
интересно поэксперементировать и сдедать свой подход более гибким. Отказаться от
архаичной техники, ввести элементы, которые мне кажутся
практически необходимыми (как, например, практическое отсутствие ударной техники в айкидо, дзю-до и т.д. и
и явный недостаток удержаний, бросков, подсечек, болевых захватов в традиционном карате) и т.д.
Основа: Для создания подобного комплекса формальных упражнений необходимо систематизировать
технику по какому-либо признаку. Мне кажется эффективным подход, который используется в
Годай-но-камае-ката ниндзютцу Тогакурэ-рю. Техника систематизируется на основе пяти стихий,
комплекс выполняется последовательно по стихиям снизу вверх - Земля, Вода, Огонь, Воздух, Эфир, каждой
стихии соответствует свой тип дыхания, свои основные перемещения, стойки, атакующая и защитная техника,
тактика. Хотя первый вариант такой ката я полностью забраковал, тем не менее основная идея мне
кажется привлекательной и верной. В этом русле я и работаю.
Терминология
Был выбор:
- Использовать привычную для меня и становящуюся de facto стандартом "японскую" терминологию
усложнив восприятие неподготовленного человека или представителя не японской традиции.
- Описывать подробно каждый элемент на русском языке (кто пытался это делать, тот мое к этому отношение поймет).
- Идею со своей терминологией я всерьез не рассматривал - усложнит восприятие и кроме того
это бесполезное "изобретение велосипеда".
Поэтому я пошел на компромисс - наиболее общие для кемпо понятия даны в "японском"
стиле (в расчете, что практик переведет это в контекст своей школы).
Я постараюсь выложить в ближайшее время на download глоссарий основных терминов, но по-моему
подобные уже есть в Сети.
От чего намерен отказаться
Безусловно, это моя точка частная точка зрения, но комплекс планируется как обзор боевой, практической, а не спортивной
техники. Кроме того могут быть различные ограничивающие факторы - малое пространство, травма, например.
Отсюда планируются учесть следующие моменты:
- Сведение к минимуму техники выполняемой в прыжке (тоби). Думаю оптимально будет использование вместо
этого "рывкого подшага" (тоби-конде) или "низкого прыжка" как в кекусинкай.
- Отказ от технических элементов типа ура-маваси-гери (удар ногой назад по дуге с разворотом) или йоко-гери-кеаге
(хлесткий удар ногой вбок "шлепком", в основном ребром стопы). Хотелось бы считать основной технику, которая
будет работать независимо от надетой на Вас одежды (зимней шубы например ;-), степени готовности тела
(разминка, тренированность), скользких полов, узких коридоров и т.д.
- Сокращение числа стоек к минимуму - основная боевая (как вы себе ее представляете), переходные -
передняя прямая (дзенкутсу-дати), задняя прямая (кокутсу-дати), с боковой устойчивостью (киба-дати),
готовность к перемещению (неко-аси-дати), плюс еше некоторое, если они хорошо вписываются в контекст
техники (хангетсу-дати, фудо-дати например).
- Стремление удержать комплекс на сравнительно небольшой площади, без длинных "дорожек".
Реализация
Ката состоит из четырех последовательных участков, символически связанных со стихиями: Земля-Вода-Огонь-Воздух.
Начало и конец каждого участка (стихии) в позиции начала всего комплекса. Пятая стихия - промежуток
между выполнениями комплекса. Предположительно это дыхательные упражнения, хотя может быть практика
спонтанного боя с тенью для развития бессознательной креативности.
По мере разработки я буду вносить сюда рабочие и окончательные версии техники. Буду признателен
за любую Вашу помощь, советы, статьи, Инетовские ссылки и т.д. А тем более за Ваши версии этой задачи.
Представленная таблица не является догмой в каком либо понимании и служит только как способ упростить
организацию техники в определенную структуру. Разбиение по категориям носит скорее символический характер.
|
ЗЕМЛЯ |
ВОДА |
ОГОНЬ |
ВОЗДУХ (МЕТАЛЛ) |
Движения рук |
Сверху-вниз, прямолинейно. |
По дуге, скольжение, обхват, сопровождение |
Прямолинейно, вперед |
Сопровождение, точечные контратаки |
Перемещения |
Вбок и развороты - по прямой от противника. Вперед и назад - в разноименную стойку (шаг). Твердая позиция на месте. Разворот на месте. |
Смещение по диагонали, полукругом. В сторону от линии атаки при защите, либо заходя сбоку при атаке |
Вбок и развороты - по прямой на противника. Вперед и назад - в одноименную стойку (скольжение). Рывок с места. |
Уклоны корпусом, развороты на 180 с отступлением, уходы по вертикали - прыжок, приседание. |
Ритм |
Размеренный, четкий, жесткий |
Невыраженный, без четких переходов, единым потоком |
Быстрый, с акцентированными выплесками |
Асинхронность, аритмичность |
Тактический рисунок |
Расчет на физическую силу, на силу тяжести. Пассивное силовое решение. |
Расчет на контакт с противником и гибкость в ответе. |
Расчет на силу и скорость, на собственный рессурс. Активное силовое решение. |
Расчет на ловкость, реакцию и чувство времени. Минимальный контакт с противником |
Стойки |
Киба-дати |
Ко-кутсу-дати |
Дзен-кутсу-дати |
Неко-аси-дати |
Ударные поверхности |
Кулак (сейкен), ладонь (тейсе), локоть (эмпи), колено (хидза) |
Ребро ладони (сюто), подьем стопы |
Кулак (сейкен), ребро ладони (сюто), локоть (эмпи) |
Пальцы (нуките), хиракен, захваты, удержания |
Лучшая тактика против |
Вода |
Огонь |
Воздух |
Дерево (Эфир) |
Худшая тактика против |
Дерево (Эфир) |
Земля |
Вода |
Огонь |
Медитация |
Мощь, стабильность, равновесие, импульс от земли, тяжелое киме, короткие смещения центра тяжести на одном уровне |
Податливость, гибкость, хлесткое киме, дугообразное движение, плавное смещение центра тяжести со сменой уровня |
Взрывное киме, предельная скорость и энергия, кратчайший путь, накатывающие смещение центра тяжести |
Вращение, уход от столкновения, точный расчет времени, работа по точкам, спонтанное смщение центра тяжести с резкой сменой уровня |
Формат записи:
- Там где указаны градусы, счет идет от начального положения по часовой стрелке или же относительно текущей позиции.
Так, поворот на 180 - это разворот в обратную сторону, а поворот (шаг, удар, защита) к 180 - это разворот к направлению,
обратному по отношению к начальной позиции комплекса (в стартовой позиции лицо обращено к 0 градусов).
- "На месте" - означает фиксированное положение ног на полу, при этом сама стойка, ее направление и поворот головы могут меняться.
- Квадратные скобки [ ] означают необязательный элемент;
- Круглые скобки ( ) это комментарии и бункай (трактовка техники);
- Фигурные скобки { } - со списком внутри - возможные варианты исполнения.
ЗЕМЛЯ
Наиболее "тяжеловесная" техника по духу исполнения - ровный, размеренный,
"рубленный ритм", мощное киме. Силовая защита. Максимальное использование силы тяжести и
толчка от земли. Ки удерживаем внизу.
- Свободная стойка, ноги вместе, взгляд вперед, лицом к 0. Отшаг левой назад, в основную позицию
{здесь и далее - основная позиция, это та стойка и положение, которое Вы считаете боевой}. Переход в
дзенкутсу-дати {переднюю стойку} и правый нижний блок кулаком {сейкен-гедан-барэ}, правый блок наружу
на среднем уровне кулаком {сейкен-уде-уке}, правый ой-аге-дзуки {восходящий снизу вверх, апперкот},
левой гяку-аге-дзуки {восходящий снизу вверх, апперкот}.
- На возрате левой руки назад - хидза-гери левой ногой (удар коленом) снизу-вверх с возвратом ноги назад,
тетцуи-ути левой сверху-вниз по диагонали (удар "молотом" - основанием кулака сверху вниз),
правый хук ладонью в верхнюю зону (тэйсе-ути-дзедан).
- Шаг левой ногой вперед в дзенкутсу-дати с левым сото-ути-уке (блок снаружи внутрь на среднем уровне).
Находясь в левой дзенкутсу-дати - левый йоко-тетцуи-ути-тюдан {удар вперед-вбок основанием кулака
изнутри-наружу в нижнюю зону}. Сразу правый гяку-тейсе-дзуки-дзедан {прямой удар основанием ладони
в верхнюю зону}. Правый мае-гери-коми-тюдан {прямой удар ногой вперед в среднюю зону}, с постановом ноги назад.
На постанове правой ноги назад - левый тейсе-уке-тюдан вправо {блок ладонью вправо}.
- Шаг левой ноги назад с левым гедан-барэ-сейкен {нижний блок}. Стоя в левой дзенкутсу-дати -
левый аге-уке-сейкен {верхний блок предплечьем}, правый аге-эмпи-ути-дзедан {удар локтем снизу
вверх в верхнюю зону}, затем правый отоси-эмпи-ути {удар локтем сверху вниз}.
- Подсечка правой ногой снаружи внутрь и йоко-гери гедан {удар ногой вбок-вниз}
пяткой передней (той же) ногой по направлению к 0, с возвратом в исходную стойку.
- Шаг правой ногой назад-вправо (поворот влево на 90 (к 270) - левая нога на месте, правая уходит вправо-назад). Передняя левая стойка
{дзенкутсу-дати} лицом к 270. На месте - аге-уке-сейкен {верхний блок предплечьем} левой, левый
эмпи-ути-уке {блок локтем наружу на среднем уровне} мягко вниз влево одновременно с правым
гяку-уде-уке {блок предплечьем наружу на среднем уровне}. Левый тейсе-дзедан-дзуки {прямой удар
основанием ладони в верхнюю зону}. На возврате рук назад левый ой-хидза-гери (удар коленом)
снизу-вверх с постановом ноги на место. Правый сюто-ути-отоси (ребром ладони сверху вниз).
- Шаг правой вправо-вперед (поворот влево на 90 (к 180) - левая нога на месте, правая -
вперед вправо). Левая дзенкутсу-дати лицом к 180. Левый тюдан-сюто-ути-изнутри (блок ребром ладони
наружу), левый гедан-тейсе-уке {нижний блок основанием ладони вниз}, левый тетцуй-дзедан {удар
основанием кулака сверху вниз в верхней зоне}. Правый сейкен-гедан-дзуки (отоси-дзуки){прямой удар кулаком
вперед-вниз}
- Правый отоси-гери {добивающий удар ногой сверху вниз} одновременно с мороте-уке (блок обоими
руками изнтури наружу), правый усиро-гери назад {удар ногой назад} к 0.
Постанов правой ноги сзади, левая дзенкутсу-дати (ура-дзенкутсу-дати), лицо обращено к 0.
- На месте - поворот на 180 (лицом к 0), освобождение от захвата за ворот двумя руками: правая сверху на правую
противника и выворот вверх (как верхний блок), левая снизу - за другую и бросок вправо от себя перекрещивая руки нападающего.
Конченое положение - двойной блок справа - правый гедан-барэ (блок вниз), левый
тейсе-уке вверху (блок основанием ладони вверху).
- Правый короткий тюдан-сейкен-дзуки, левая прикрывает верхнюю зону. Левый короткий
гяку-тюдан-сейкен-дзуки {прямой удар кулаком в среднюю зону}, правая прикрывает
грудь. Правый ой-сейкен-дзуки-гедан (прямой удар кулаком в нижнюю зону) с поворотом в
киба-дати влево на 90.
ВОДА
Средняя дистаниция, плотный контакт с противником, "обволакивающая" защита.
Не акцентированный ритм, постоянное ровное движение, волнообразно ускоряющееся и
замедляющееся, хлесткое киме. Ки легко перетекает и возврашается в танден.
- Уход влево в одноименную с поворотом к 45, вращением на передней ноге. Блок правой вверху наружу с захватом,
левый сюто-ути-тюдан снаружи-внутрь (ребром ладони в корпус), сюто-ути правой снаружи внутрь дзедан
(ребром ладони по горизонтали в верхнюю зону).
- Уход вправо в разноименную (назад) к 0, шагом правой назад. Правый сюто-гедан-барэ на шаге назад
(блок ребром ладони в нижней зоне). Левый сото-уке внутрь-тейсе-дзедан (блок ладонью внутрь в верхней зоне),
левый сюто-ути наружу-дзедан горизонтально (ребром ладони в верхнюю зону). Правый фуми-ками-гери (стопой задней ноги в нижнюю зону,
сверху вниз), возврат ноги на место.
- Левая рука впереди (захват за голову), правый сюто-ути-дзедан/тюдан (ребром ладони), правый
маваси-хидза-гери в дзедан (коленом сбоку), помогая себе руками, сразу - правый усиро-гери (ногой назад).
- Разворот на 180 в левую стойку - шаг правой вперед, вращение через внутрь. Левый гедан-барэ с затягиванием
ноги, левый кин-гери (подьемом стопы в пах, хлестко). На постанове ноги сзади, правый тейсе-уке влево (блок ладонью внутрь)
и левый передний хук дзедан (боковой крюком в верхнюю зону). Блок правой наружу вверху справа и левый
маваси-гери-тюдан (удар подъемом стопы хлестом снаружи внутрь).
- Разворот на 180 к 0, вращением вправо и отшагом передней (правой) назад. Блок правой вправо
сюто-тюдан (изнутри-наружу), на шаге правой назад - блок правой вниз-вправо. На остановке - правый усиро-маваси-эмпи-уке (локтем по дуге назад).
- На месте, лицом к 0 - левый блок вправо в верхней зоне с захватом и левый йоко-гери-гедан (удар ногой вбок в колено). На постанове ноги
впереди слева - правый хук дзедан (удар задней рукой в верхнюю зону - кросс). Маваси-гери-гедан правой, с
постановом ноги впереди справа (удар по ногам подъемом стопы).
- Разворот влево к 225, поворотом на левой ноге. Левый круговой блок вниз - гедан-барэ с подхватом
ноги, правый блок вправо-тюдан, правый кин-гери.
- Разворот вправо к 0, вращением на правой ноге, левая назад. Блок правой, гедан-уке внутрь и правый
уракен-ути(дзуки)-дзедан.
ОГОНЬ
Наступательное, агрессивное ведение боя, жесткая, ударная защита.
Быстрый ритм с взрывными комбинациями, высокая концентрация киме.
Проникающее, направленное наружу Ки.
- Контратака с опережением - шаг правой ногой вперед к 0, блок левой сюто-уке внутрь-вниз одновременно правый уракен-ути-дзедан тычком.
- Смещение назад в одноименной стойке (ко-кутсу-дати) справым сюто-уке вправо тюдан/дзедан (ударный блок ребром ладони).
- На месте, лицом к 0, быстрая серия: левый гяку-дзуки-дзедан, правый ой-дзуки-дзедан, несколько раз, с последним
ой-дзуки. Подшаг левой вперед к правой ноге или накрест и правый тоби-конде-йоко-гери-тюдан (боковой удар ногой с подшагом).
- После постановки ноги впереди контраатака на опережение к 0 - правый кицами-дзуки-дзедан с подшагом правой вперед и отшагом назад
(короткий быстрый прямой передней рукой в верхнюю зону). На возврате - переход в киба-дати, ноги на месте
лицо к 0.
- Поворот головы к 180 - левый йоко-уракен-ути-дзедан (удар спинкой кулака вбок) с поворотом к 180
в левую стойку и широкий шаг правой ногой вперед к 180 с правым сейкен-ой-дзуки (шаг в разноименную с прямым ударом кулаком). [киай].
- На месте, в правой дзен-кутсу-дати, поворот лица к 0 (назад), правый сюто-ути-усиро-гедан (ребром ладони вниз назад- в пах противнику),
правый усиро-гери-тюдан/дзедан (прямой удар ногой назад). Постанов ноги впереди (к 0), разворот в правую стойку, лицом к 0.
- Шаг правой ногой вправо к 90 в правую киба-дати с правым йоко-эмпи-ути-тюдан (локтем вбок), поворот на месте в правую
стойку и правый какуто-уке вверх (блок запястьем вертикально вверх), правый сакотсу-сюто-ути сверху-вниз (коротко ребром ладони сверху-вниз от себя
в ключицу).
- На месте - левый гяку-эмпи-ути-тюдан (локтем прямо вперед)
- Освобождение от захвата за горло предплечьем сзади: левой рукой перехват предплечья противника у горла,
поворот головы право, усиро-эмпи-ути (локтем назад), правый гедан-гери в стопу [в колено] сверху вниз [и удар головой назад]
- Поворот влево к 0, с шагом левой вперед - левый сюто-гедан-барэ и одновременно правый гяку-сейкен-дзуки-тюдан,
правый мае-гери-кеаге-дзедан (передний удар ногой хлестко в верхнюю зону), с постановом ноги назад. Правый аге-уке-сюто
(блок вверх ребром ладони) [с захватом] и левый маваси-эмпи-ути-тюдан (удар локтем сбоку внутрь по дуге). Левый уракен-дзедан-ути сверху вниз
(спинкой кулака по духе в верхнюю зону).
ВОЗДУХ (МЕТАЛЛ)
Финты, уклоны, выверенные, точечные контратаки. Ки не фокусировано до момента выплеска киме.
Расчет времени и контроль противника, перехват атак. Техника удержания и контроля - болевые
захваты, рычаги, удержания.
- Шаг передней ногой вперед. Освобождение от захвата правой руки одноименной с контратакой: левый сюто-ути-уке вниз-вправо (ребром ладони в
сгиб локтя противника) и одновременно правый хираккен-дзуки-дзедан (прямой в горло, ладонь кверху).
- Отшаг передней назад, в неко-аси дати. Осовобождение от захвата левой руки разноименной - переход в левый
уде-уке (блок наружу на среднем уровне), правый отоси-сюто-уке вниз-влево (ребром ладони в сгиб локтя
противнику). На шаге правой вперед - мороте-дузки (двойной удар), одновременно правой в нижний уровень, левой в верхний с
наклоном корпуса на правый бок.
- Левый тейсе-уке вправо (отводящий блок ладонью), правый нуките-дзедан (пальцами в глаза).
- На захват за ворот правой - выполнение омоте-гяку (излом руки внутрь) - перехват запястья у груди
левой рукой, вращение на правой ноге внутрь к 270 и шагом левой назад, за спину, и правый аге-уке (под локоть противника
- ни изгиб сверху), правый гедан-мае-гери (ногой прямо вниз - давящий).
- Блок левой - гедан-барэ с подхватом ноги (внизу наружу и вверх), правой - тэйсе-уке-дзедан внутрь (блок ладонью внутрь с сопровождением)
{смока-хири - пощечина}, осовобождение от захвата за ворот с ура-омоте-гяку: поворот на левой (задней) ноге вправо к 0 в
разноименную лицом к 0. При этом правая рука фиксирует руку противника у ворота за запястье, при окончании разворота
- левый тейсе-ути в локоть противника (выворот руки). Левый гедан-йоко-гери (боковой удар ногой).
- Освобождение от захвата за левую ногу - левый тоби-йоко-гери на месте с приземлением в левую стойку лицом к 0.
- Шаг левой ногой влево к 315 (пропуск атаки справа от себя). Правый дзюжи-уке (или два блока - правый гедан-барэ,
левый сото-уке), правый ура-сюто-ути снизу - защита от усиро-маваси-гери справа с заходом за спину, или как защита от
удара сверху левой с заломом руки за спину.
- Левый сюто-ути тюдан изнутри сверху (ребром ладони в корпус)
- Быстрая серия - правый гедан-хиракен-дзуки (прямой в пах), правый уракен сверху вниз (спинкой кулака в верхнюю зону),
правый мае-гери-гедан (прямой ногой в нижнюю зону).
- Левый гедан-уке (блок внизу внутрь), левый уракен-ути дзедан и гедан-уракен-ути (или гедан-барэ). Шаг правой ногой к 0 -
пропуск атаки слева от себя, правый тэйсе-уке (ладонью отводящий) внутрь. Правый уракен-ути-дзедан вправо (спинкой кулака)
интерпретация как подхват ноги левой рукой с атакой правой или блок от удара рукой снизу с заломом за спину.
- Правый микаэ-дзуки-гери-гедан-уке (блок ногой внутренней частью стопы внутрь), постанов ноги впереди - разворот на 180 внутрь,
через спину, лицом к 180, в левую стойку, на развороте - левый усиро-касуми-гери-гедан с постановом ноги по направлению удара (ура-дзенкутсу-дати).
Освобождение от захвата за левое плечо сзади левой - захват левой рукой кисти противника сверху и
продолжая разворот к 0, переход в левую стойку, опуская левую руку вниз.
- Выполнение "связывания" - левый гедан-барэ одновременно с правым аге-уке, затем правая по кругу вниз снаружи (гедан-уке),
левая вверх снаружи-внутрь (тейсе-уке) и левый йоко-тетцуй-ути-дзедан (основанием кулака в верхнюю зону), правая вниз.
- На захват за левую руку - перехват запятья противника правой рукой,
вращение на правой задней ногой, внутрь лицом к 0, на повороте - излом руки противника локтем через свое правое плечо
или бросок справа от себя вперед.
- На месте, лицом к 0 - на удар рукой сверху - сюто-аге-уке (ударный блок ребром ладони вверх вправо) с захватом и рывком на себя,
левый сюто-ути тюдан (ребром ладони в корпус) [в верхнюю зону], подсечка левой ногой (внутренней стороной стопы) по дуге внутрь с
постановом ноги впереди. Продолжая движение - подсечка задняя правой ногой, вращением на левой (передней) ноге с опусканием корпуса
вниз.
- На месте, на коленях [в низкой стойке], лицом к 0, ко-кутсу-дати (с опорой на задней ноге), перенос тяжести
на переднюю ногу, правый аге-уке (блок вверх) одновременно левый гяку-хиракен-дзуки (в пах) - уход от удара ногой сбоку с контратакой.
- С опорой на руки - удар левой ногой йоко-гери {усиро-гери}.
- На коленях {в низкой левую стойке} разворот к 180 с дзюжи-уке прямо-вперед-вниз (защита от прямого ногой),
поднимаясь вверх - бросок ноги снаружи внутрь, с левым кин-гери (удар ногой в пах хлестко) с постановом ноги впереди.
- Быстрая комбинация ногами: разворот к 0 через левое плечо с левым ура-микаэдзуки-гери (финт, возможно ура-маваси-хидза-гери),
переход в правый тоби-маваси-гери (удар по дуге подъемом стопы в прыжке, вращение против часовой)
по направлению к 0. После приземления - лвеый усиро-маваси-гери левой.
Как можно связаться
Оперативно реагировать не обещаю - обстоятельства бывают разные,
но ответить постараюсь в обязательном порядке. Если у Вас что-то совсем "не стыкуется" в этом
комплексе - свяжитесь со мной, скорее всего причина в неудачном описании.
- Почта: daragan@mail.ru Константин. (nickname: КОТ)
- 61085, Украина, Харьков, а/я 2844 Дараган К.Н.
|
|